Должностное лицо в УК РФ
Преступления, совершаемые должностными лицами, наносят огромный вред государству и обществу. Поэтому важно четко понимать, кого считать должностным лицом с точки зрения уголовного права и какова ответственность за злоупотребление полномочиями.
Определение должностного лица в УК РФ
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Можно выделить две основные группы должностных лиц:
- Представители власти
- Лица, осуществляющие административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в государственных структурах
В 2021 году определение должностного лица в УК РФ было расширено. Теперь к должностным лицам относятся также работники:
- Государственных и муниципальных унитарных предприятий
- Хозяйственных обществ с государственным участием
- Публично-правовых и иных компаний
Однако по-прежнему сохраняются проблемы с привлечением к ответственности сотрудников ряда организаций, например госкорпораций.
Признаки злоупотребления должностными полномочиями
Согласно УК РФ, под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование их для извлечения выгод и преимуществ вопреки законным интересам общества и государства.
Типичными формами злоупотреблений являются:
- Служебный подлог
- Хищение бюджетных средств
- Незаконные сделки и операции
- Передача государственного имущества в частные руки
Основной причиной распространенности подобных преступлений являются возможности личного обогащения, которые дают должностные полномочия при недостаточном контроле.
Например, по данным СК РФ, одним из распространенных видов злоупотреблений является хищение бюджетных средств путем заключения фиктивных контрактов с аффилированными организациями. При этом должностные лица используют сложные схемы для сокрытия следов преступлений.
Меры предотвращения злоупотреблений
Чтобы минимизировать риски злоупотреблений со стороны должностных лиц, применяется комплекс мер:
- Постоянный контроль их деятельности
- Регулярная отчетность о проделанной работе
- Повышение прозрачности принимаемых решений
- Использование детекторов лжи при приеме на работу и аттестации
Кроме того, практикуется ротация кадров в должностях и сферах повышенного коррупционного риска. Автоматизация процессов также снижает возможности для злоупотреблений.
Уголовное наказание за злоупотребление полномочиями
Злоупотребление полномочиями представляет повышенную общественную опасность, подрывая авторитет государства и принцип верховенства закона.
Согласно статье 285 УК, такое преступление наказывается штрафом до 80 000 рублей, принудительными работами на срок до 4 лет, арестом на срок от 4 до 6 месяцев, лишением свободы на срок до 4 лет.
К должностным лицам может быть также применен запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет. За особо тяжкие преступления с причинением крупного ущерба предусмотрено лишение свободы до 10 лет.
Ответственность юридических лиц
В отличие от физических лиц, юридические лица не могут быть подвергнуты уголовному наказанию. Однако они несут административную ответственность за corruption (взяточничество).
К компаниям могут быть применены следующие меры:
- Штрафы до 100 млн рублей
- Уплата в бюджет незаконно полученного дохода
- Приостановление деятельности на срок до 90 суток
Возмещение причиненного ущерба
Помимо уголовного наказания, должностное лицо обязано возместить ущерб, причиненный государству или гражданам в результате преступных действий.
Размер ущерба устанавливают правоохранительные органы или суд. Должностное лицо возмещает его добровольно или в принудительном порядке по решению суда за счет имущества и денежных средств.
Изменение законодательства о должностных лицах
Изменения в определение должностного лица, внесенные в 2021 году, направлены на расширение ответственности работников госучреждений и компаний с госучастием. Это важный шаг в борьбе с экономическими преступлениями.
Гражданско-правовая ответственность
Помимо уголовного наказания, должностные лица несут гражданско-правовую ответственность за причиненный вред. Она заключается в обязанности возместить убытки потерпевшему лицу или организации.
При выявлении фактов злоупотребления полномочиями и коррупционных правонарушений можно подавать следующие иски:
- О возмещении ущерба
- О компенсации морального вреда
- Об оспаривании сделок должностного лица
Дисциплинарные взыскания
Дисциплинарная ответственность должностных лиц регулируется административным и трудовым законодательством. За совершение дисциплинарного проступка к ним могут применяться следующие виды взысканий:
- Замечание
- Выговор
- Строгий выговор
- Увольнение
Понятие должностного лица в науке
В юридической науке нет единого понятия должностного лица. Определения различаются в зависимости от отрасли права. Ученые предлагают унифицировать это понятие с учетом международного опыта.
Квалификация действий должностных лиц
Важную роль в привлечении к ответственности играет правильная квалификация действий должностных лиц. От этого зависит объем их вины, назначаемое наказание и иные правовые последствия.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
Процедура привлечения должностного лица к дисциплинарной ответственности включает следующие этапы:
- Проверка факта совершения дисциплинарного проступка
- Запрос объяснений от нарушителя
- Составление докладной о нарушении
- Издание приказа о наложении взыскания
- Ознакомление работника с приказом
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в суде, если оно было наложено незаконно или необоснованно.
Оценка тяжести совершенного проступка
При выборе конкретной меры наказания или взыскания учитывается степень тяжести совершенного должностным лицом деяния. К факторам тяжести относят:
- Размер причиненного ущерба
- Последствия для граждан и организаций
- Продолжительность и систематичность нарушений
- Количество потерпевших
Специфика доказывания вины должностных лиц
Доказывание вины должностных лиц имеет определенную специфику, связанную с их статусом и возможностью фальсифицировать документы. Поэтому требуются дополнительные экспертизы, анализ расходов, проверки на детекторе лжи.
Меры по профилактике злоупотреблений
Для профилактики злоупотреблений со стороны должностных лиц необходим комплекс системных мер. Это включает жесткий контроль их расходов, проверки конфликта интересов, правовое просвещение.
Порядок возмещения ущерба
Процедура возмещения ущерба, причиненного должностным лицом, включает:
- Установление размера ущерба
- Направление претензии виновному лицу
- Добровольное возмещение или взыскание в судебном порядке
- Перечисление денежных средств потерпевшему
Если должностное лицо отказывается возместить ущерб добровольно, то потерпевший может обратиться с иском в суд для принудительного взыскания убытков.
Особенности исчисления размера ущерба
При исчислении размера ущерба от действий должностных лиц учитывают:
- Стоимость похищенного имущества
- Расходы на восстановление имущества
- Упущенную выгоду
- Затраты на проведение экспертиз
Кроме того, возмещению подлежит и моральный вред в виде компенсаций за страдания потерпевших.
Сбор доказательств при подготовке исков
Для успешного взыскания ущерба в судебном порядке необходим сбор доказательств. Основой являются экспертные заключения, финансовые расчеты, свидетельские показания.
Административная ответственность
Наряду с другими видами ответственности к должностным лицам могут применяться меры административного наказания за нарушение законодательства при исполнении должностных обязанностей.