Что называют девиантным поведением? Понятие и виды девиантного поведения
Девиантным поведением называют образ жизни и действий, отличающийся от общепризнанных правил. Отклоняющееся поведение воспринимается социумом негативно. Это явление влечет за собой отклик общества в виде предвзятого отношения, призванного оградить или исправить социальную девиацию.
Наука, изучающая поведение
Изучение закономерностей поведения и деятельности общества или отдельной личности – первоочередная задача социальной психологии. Ряд научных экспериментов в ее рамках показал, что изменения в поведении обусловлены нахождением человека в социальной группе. Например, индивиду свойственно более успешное выполнение механической работы в присутствии посторонних. Ему так комфортнее: такого человека располагает к себе тяга к снижению уровня собственной ответственности путем ее разделения между несколькими членами группы, а также снижение самосознания, заражение психическим настроем другого человека, тенденция прилагать меньше усилий при коллективной работе по сравнению с индивидуальной.
Отклонения от общепризнанных правил называют девиантным поведением. Так, антисоциальному наказанию подвергаются не только негативные действия, но и даже общественно-полезная активность, проявляющаяся, по мнению социума, излишне сильно. Последнее особенно распространено в странах с недостаточно развитыми общественными связями и традициями.
В рамках социальной психологии определяются формы поведения, которые можно отнести к девиациям. Кроме того, рассматриваются критерии, по которым отклонения отличаются от нормы, и осуществляются попытки определить, может ли девиация иметь положительный характер или же она всегда деструктивна.
Классификация девиантного поведения
Существует несколько видов девиантного поведения. И у каждой отрасли науки существует своя классификация. Понятие девиантного поведения используется в психологии, социологии, медицине, криминологии. Разделение социального явления на виды основывается на сложности его проявления, а также его содержательной составляющей.
Например, если рассматривать поведение как адаптацию к жизни в обществе, то существует 5 способов реакции на существующие в социуме условия:
- подчинение, при котором цели и средства их достижения, принятые обществом, одобряются и принимаются;
- инновация, когда человек согласен с целями, но не средствами их достижения;
- ритуализм, когда жизнь по правилам общества воспринимается как традиция, но цель при этом не воспринимается как достижимая;
- ретретизм, при котором ни цели, ни средства их достижения не одобряются, и происходит отрыв от социума;
- мятеж, характеризующийся попытками склонить общество к стремлению к новым целям и способам существования.
Как видно из описания поведенческих реакций, часть из них является видами девиантного поведения. Обусловлены они внутренним принятием либо несогласием с целями, преследуемыми обществом.
Есть и более узкая классификация, непосредственно рассматривающая девиантные формы поведения. Согласно ей, все они делятся на нестандартное поведение, которое, хоть и выходит за рамки социальных стереотипов, но в целом оказывает положительное влияние на развитие общества, и деструктивное. Последнее является более сложным.
Его целью может быть намеренное нарушение социальных норм, в таком случае его называют внешнедеструктивным. Заключается такая девиация в уходе от реальности и получении желаемых эмоций с помощью каких-либо веществ или специфической активности, а также в нарушении законов и прав других людей.
Другая девиантная форма поведения проявляется в виде внутренней дезинтеграции и может выражаться в виде склонности к суициду, нарциссизма, аутизма. Такое поведение называется внутридеструктивным.
Причины
Выделить одну причину образа действий, который называют девиантным поведением, невозможно. Обычно отклонения обусловливаются целым комплексом факторов.
В первую очередь, это биологический склад, который предрасполагает человека идти вразрез с общественными нормами. Другая причина девиантного поведения является психологической, при ней сочетание врожденных личных качеств индивида с внешними факторами и раздражителями приводит к девиации.
Кроме того, выделяются социологические причины отклонений в поведении. Они имеют более сложный характер и отчасти объясняются процессом разложения в обществе ранее устоявшихся ценностей и норм под давлением новых идеалов. Это явление характеризуется понятием аномии. Она возникает, когда у части членов социума происходит расхождение между потребностями, интересами и существующими возможностями их удовлетворить.
Отличительные признаки
Есть несколько признаков девиантного поведения, которые отличают отклонения от нормы. В первую очередь, для девиации характерны действия, не отвечающие официально установленным и общепринятым нормам. Во-вторых, на неправильное поведение обычно возникает негативный отклик окружающих, в частности, осуждение.
Девиантным поведением называют действия, несущие ущерб как самому индивиду, так и другим членам общества. Обычно они многократно повторяются и отвечают характеру личности.
Очень часто девиация соотносится с возрастом проявляющего ее индивида. Однако такой термин не используется по отношению к детям, не достигшим 5 лет.
Группы риска
Девиантное поведение детей и подростков встречается наиболее часто. Физическое и личностное развитие в совокупности с не всегда благоприятными условиями воспитания и несформировавшимся социальным окружением может повлечь за собой отклонения. В основном это характерно для тех, кто находится в сложных жизненных ситуациях, но девиация может возникнуть и без очевидных внешних причин.
Девиантное поведение подростков часто вытекает из понимания своих физических характеристик, складываемого из собственного восприятия и мнений окружающих. В итоге вывод о своей социальной ценности делается на основе самооценки.
Подросток может ощущать свое превосходство и уверенность в силе и мужественности, если он рослый и хорошо сложен. В таком случае он, как правило, не задумывается о борьбе за уважение окружающих, поэтому держится более естественно и не вынужден привлекать к себе внимание проявлением девиантного поведения.
Однако чаще всего половое созревание приводит к быстрому, но неравномерному росту скелета, вызывая неуклюжесть и худобу. Если мальчик при этом еще и низкорослый или отстает в физическом развитии, он воспринимает себя как неполноценного члена общества. Отношение к этому может быть пассивным, но чаще возникает желание компенсировать свои недостатки и изменить впечатление о себе. К сожалению, достигается это проявлением мятежности и мнимой храбрости пойти против социальных устоев. Если же половое развитие задерживается, напротив, возникает медлительность, несобранность и неуверенность.
При этом затруднения вызывает необходимость играть несколько социальных ролей. Подросток по-разному проявляет себя в различных сферах жизни. Он может чувствовать себя уверенно среди друзей и обладать в компании определенным авторитетом, но в то же время быть совершенно несостоятельным при общении с противоположным полом.
Возраст, в котором проявляется девиантное поведение детей, зависит от пола. Настроение мальчиков становится неустойчивым в 11-13 лет, а девочек – в 13-15 лет. Одновременно с этим проявляется упрямство, особенно в ответ на непонимание взрослыми стремления к самостоятельности. В итоге ребенок попеременно испытывает приступы самоуверенности и сомнений в собственных силах, желание быть в коллективе и стремление к одиночеству, становится то бесцеремонным, то стеснительным.
Конкретные поведенческие нарушения
Эмоциональное напряжение выливается в девиантное поведение подростков, которое может развиваться по нескольким сценариям.
- Гиперкинетическое расстройство. Подросток становится чрезмерно активным, что в сочетании с безрассудностью и импульсивностью приводит к невозможности сконцентрироваться на одном деле. В итоге он часто получает дисциплинарные взыскания, которые только увеличивают дистанцию во взаимоотношениях со взрослыми и понижают самооценку.
- Расстройство поведения во взаимоотношениях с семьей. Подросток может нормально вести себя в школе, с друзьями или посторонними людьми, но при этом дома проявлять агрессию и грубость. Антисоциальное поведение может ограничиваться словесным непослушанием, но может быть и более деструктивным. В последнем случае возможно воровство у родителей, жестокое отношение к ним, намеренный разгром и даже поджог дома.
- Отсутствие социализации. Если ребенок чувствует себя одиноким, потому что не может найти общий язык со сверстниками, он может выражать свои переживания по поводу изоляции и непопулярности путем разрушительных действий. Такие действия могут проявляться как непослушанием или мелким хулиганством, так и вспышками неконтролируемой ярости и жестокими нападениями с насилием. При этом со взрослыми нет доверительных отношений, поэтому на все попытки пресечения антисоциальных действий чаще всего демонстрируется несогласие.
- Социализированное расстройство. Асоциальное и агрессивное поведение может проявляться и у общительных детей, обладающих авторитетом среди друзей. При этом они могут состоять как в компании подростков с выраженными девиациями, так и в абсолютно нормальной группе.
Внешние проявления расстройств сочетаются с внутренней депрессией, самообвинением, тревогой и переживаниями. В результате этого ребенок не может получать удовольствие от игр и занятий, теряет к ним интерес и страдает от страхов и чувства безнадежности. Запущенные формы приходится лечить в специальных школах для детей с девиантным поведением.
Последствия
Девиантное поведение может перерастать в делинкветное. Оно характеризуется совершением проступков, не достигающих уровня криминала, но причиняющих неудобство окружающим. В их числе хулиганство, вымогательство, вандализм, мелкое воровство и мошенничество.
Чаще всего это обусловлено недостатками воспитания, но могут наблюдаться и серьезные нарушения характера с психопатией. Такие дети часто убегают из дома вследствие желания развлечься, изменить обстановку или выразить протест.
Ряду подростков свойственно аддиктивное девиантное поведение, что значит злоупотребление алкоголем и прием наркотиков. Они делают это из любопытства, желания выглядеть взрослыми, испытать новые ощущения или стать "своими" в компании. Но самым разрушительным является суицидальное поведение. Любое из проявлений нуждается в правильной коррекции, и не только в отношении детей и подростков, но и в равной степени для взрослых.
Методы коррекции
Каковы бы ни были причины девиантного поведения, его нужно корректировать, не допуская осложнений. Воздействие на личность с отклонениями в образе жизни должно быть оказано со стороны нескольких социальных институтов.
В первую очередь, это санкции общества, которые могут заключаться в виде медицинского вмешательства и социальной поддержки. Частным случаем медицинского вмешательства является психологическая помощь.
Для успешной коррекции девиантного поведения немаловажным условием является добровольное принятие пациентом помощи. Для этого вся работа должна проходить конфиденциально, психолог должен выражать свое уважение к личности и ее праву на индивидуальность. Только тогда можно надеяться на зарождение взаимного доверия и пробуждение в человеке ответственности за свою жизнь.
При делинквентном поведении
Конкретные психологические методы зависят от характеристики девиантного поведения. Если оно выражается в противоправных и антиобщественных действиях (делинквентное поведение), потребуется общественное наказание. Как для подростков, так и для взрослых оно может заключаться в виде порицания или в более существенных проявлениях, например, в ограничении каких-либо прав (на выбор профессии, прием на работу, усыновление детей) или даже в заключении в тюрьму или исправительную колонию. Психотерапия при этом может проводиться прямо в местах лишения свободы.
При аддиктивном поведении
При аддиктивном поведении, связанном с употреблением наркотических веществ и алкоголя, мероприятия проводятся на государственном уровне. В ряде стран за все действия, связанные с наркотиками, в частности, за их хранение, предусмотрены суровые наказания. И если в Америке осужденному грозит от 5 до 40 лет лишения свободы, то в Китае и Сингапуре дело может окончиться смертной казнью. В некоторых государствах дополнительно введен "сухой закон".
Однако у репрессивной политики есть существенный недостаток - запрет зачастую стимулирует интерес. Именно поэтому в Австралии и Нидерландах легализована часть наркотических веществ. Эти государства поддерживают либеральную политику снижения вреда, так как предполагается, что запрет не может остановить наркоманов. Более того, разработаны программы, которые помимо информирования о заболеваниях, которые могут быть спровоцированы наркотическими веществами, предполагают обучение безопасным способам их употребления. Они были созданы для предотвращения эпидемии ВИЧ-инфекций, связанных с инъекционным введением веществ. К тому же считается, что если употребление наркотиков перестанет считаться криминальным и ненормальным, в течение 10 лет люди сами захотят избавиться от пагубной привычки.
Независимо от отношения государства к наркотикам, людям, нуждающимся в реабилитации, необходимо оказывать социально-психологическую поддержку. Социальная составляющая заключается в правовой и юридической защите, помощи в трудоустройстве и решении жилищной проблемы.
Форма психологической помощи зависит от степени вовлеченности человека в пагубную привычку. Если зависимость находится на начальном уровне, проводят консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию. Если она приобретает характер физической, к этим мероприятиям добавляется проведение детоксикации и поддержание трезвости. Последний этап очень длительный, должен продолжаться 1-2 года, в течение которых часто принимаются антидепрессанты.
Физическая зависимость будет уменьшаться по мере ее замещения привязанностью к чему-либо иному, при адекватном лечении сопутствующих расстройств, поддержке воздержания (иногда с помощью заменителей наркотиков), стимулировании личностного роста. Поддержать положительные изменения можно, если пациент будет посещать группы самопомощи, центры реабилитации, трудовые лагеря. Некоторым на нелегком пути избавления от пагубных привычек помогает воцерковление.
Таким образом, чем сильнее зависимость, тем важнее будет оказание медицинской помощи и тем важнее уметь снимать абстинентный синдром, проводить противорецидивную терапию, лечить сопутствующие расстройства. Также нужно проводить психологическую работу с членами семьи пациента, так как они часто находятся в состоянии созависимости (поглощенности и эмоциональной привязанности к проблемам близкого).
При суицидальном поведении
Крайняя форма делинквентного поведения - самоубийство. Поэтому одной из задач психологической помощи является распознавание суицидальных настроений и своевременное принятие мер. Склонность к самоубийству может возникнуть и у здоровых людей, и у тех, кто обладает нервно-психическими расстройствами. И с теми, и с другими лицами нужно устанавливать контакт путем беседы, во время которой можно оценить степень угрозы.
Человек может абстрактно думать о самоубийстве, но не предпринимать попыток к нему. Более тревожной является ситуация, в которой пациент уже продумал способ осуществления задуманного. Но самым опасным случаем будет тот, в котором человек уже подготовился к крайнему шагу (например, он звонит по телефону доверия, стоя на краю крыши).
После оценки угрозы нужно постараться овладеть ситуацией и помочь человеку спланировать действия, которые решили бы проблему и избавили от необходимости лишать себя жизни. Это позволит улучшить тяжелое эмоциональное состояние и подарит надежду. Не всегда удается сразу же убедить человека в том, что суицид - это не выход, но можно предложить ему отложить осуществление задуманного, чтобы выиграть время и найти способ помочь пересмотреть страшное решение.
Конечно, в каждом из методов рассмотрены лишь общие стратегии, тогда как в конкретных случаях действия предпринимаются исходя из индивидуальных обстоятельств.
Профилактические мероприятия
Профилактика девиантного поведения необходима, чтобы уменьшить количество внутренних конфликтов в обществе, снизить уровень преступности, а также частоту проявления жестокости и агрессивности. Эта проблема имеет большую общественную важность, поэтому создание нормальных психологических условий, ранняя социализация ребенка, своевременная помощь ему и его семье, а также обеспечение социально-правовой защиты должны быть в приоритете.
Работа по этим направлениям осуществляется на общегосударственном, педагогическом и индивидуальном уровне. Первичная профилактика девиантного поведения заключается в предотвращении его возникновения. Для этого здравоохранительные учреждения должны заниматься диагностикой патологий внутриутробного развития, а родители и педагоги контролировать досуг ребенка. Эти предупредительные мероприятия снижают риск возникновения проблем в будущем.
Если признаки девиантного поведения все же проявились, необходима вторичная профилактика. Она подразумевает под собой медицинские и социально-педагогические меры, призванные минимизировать деструктивность девиации и не допустить совершения тяжелых проступков или правонарушений. Кроме того, человеку нужно оказывать социально-психологическую поддержку. Однако и этого бывает недостаточно. В таком случае приходится прибегать к третичной профилактике – предотвращению повторного тяжелого проступка или даже преступления.
Любой из видов предупредительных мероприятий должен включать в себя два аспекта: обучение удовлетворять свои потребности социально положительными методами и квалифицированную помощь в сложных жизненных ситуациях, способных катализировать возникновение отклоняющегося поведения.
Разработка профилактических мероприятий и своевременная коррекция негативных проявлений девиантного поведения помогут снизить преступность и окажут общее оздоравливающее воздействие на социум.