Социальное партнерство: понятие, формы, принципы, развитие
Трудовые отношения - это сложная система взаимодействий и взаимных влияний, которая требует непрерывного регулирования. Именно это является целью существования социального партнерства. Его участниками являются не только работники и работодатели, но также представители государственной и муниципальной власти, и общественных организаций.
Определение
Социальное партнерство - это система взаимоотношений между наемными работниками (ли их представителями), работодателями (или их представителями), представителями органов государственной и муниципальной власти. Целью является учет и согласование интересов всех сторон трудового процесса в сфере регулирования трудовых отношений идругих сопутствующих вопросов.
Интересно, что у экспертов до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно определения социального партнерства. Наибольшее часто встречаются такие основные версии:
- специфический тип общественных взаимоотношений между социальными группами, структурами, классами, общностями;
- механизм регулирования взаимоотношений между трудящимися, руководителями предприятий и органами власти;
- социально-трудовые отношения, обеспечивающие равноправное сотрудничество трудящихся и работодателей с целью соблюдения их ключевых интересов.
Представители сторон
В вопросах улучшения условий и увеличения производительности труда социальное партнерство является мощным механизмом. В процессе переговоров интересы сторон представляют полномочные представители. Со стороны работников таковыми могут быть:
- профсоюзы;
- объединения профсоюзов;
- профкомы;
- лица или организации, выбранные работниками в соответствии с положениями законодательства о труде.
Представителями работодателя могут быть:
- руководитель предприятия;
- лица, уполномоченные руководителем предприятия.
Принципы
Социальное партнерство - это система взаимоотношений между наемными работниками, работодателями и представителями органов власти на различных уровнях. Она функционирует на основе следующих принципов:
-
Равноправие сторон - каждый из участников партнерства в равной степени имеет право выступать в роли инициатора переговоров. Гарантируемые равные права на соблюдение интересов, не противоречащих закону.
-
Уважение интересов - в ходе переговоров должны быть приняты во внимание и соблюдены интересы всех сторон. Но учитывая, что интересы работников и работодателей, как правило, расходятся, задача партнерства - привести их к гармоничному равновесному состоянию. При этом у работников есть приоритетное право выдвигать волнующие вопросы на рассмотрение.
-
Заинтересованность в договорных отношениях - ряд вопросов, не имеющих четкой трактовки в законодательстве, остается на усмотрение сторон, которые должны прийти к "общему знаменателю".
-
Государственное содействие - создание специальных органов, обеспечивающих урегулирование споров и выполнение договоренностей.
-
Соблюдение трудового законодательства - каждая из сторон, выдвигая те или иные требования, должна руководствоваться нормативно-правовыми актами.
-
Полномочность представителей - представители каждой из сторон на переговорах должны быть утверждены документально, а их полномочия - подтверждены соответствующим приказом.
-
Свобода выбора вопросов - представители не ограничены перечнем вопросов, представленных в Трудовом Кодексе, а могут предлагать собственные.
-
Добровольность - стороны принимают на себя обязательства исключительно по собственной воле, а не под принуждением или давлением.
-
Реальность - принимаемые решения и возложенные обязательства должны быть выполнимыми.
-
Обязательность - решения, обозначенные в коллективных договорах, обязательны к исполнению всеми сторонами.
-
Контроль - специально созданные надзорные органы должны следить за воплощением в жизнь достигнутых договоренностей.
-
Ответственность - за невыполнение сформулированных в ходе переговоров положений договоренности предусмотрена административная ответственность.
Функции
В социальной сфере социальное партнерство выполняет две основные группы функций. А именно:
- Прямые - направлены на установление и поддержание социального мира и равновесия в обществе.
- Косвенные - воздействие на формирование общества и экономики.
Основные формы
Можно выделить такие основные формы социального партнерства:
- Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
- Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
- Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
- Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.
Коллективные переговоры
Одна из форм социального партнерства - это коллективные переговоры. Это процедура, в ходе которой представители работников и работодателей решают вопросы относительно подготовки и заключения коллективного договора, а также внесения изменений в данный документ.
Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении. Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку. В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.
В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.
Участие работников в управлении организацией
Социальные партнеры (представители работников, работодателей и государства) выступают в роли равноправных сторон процесса регулирования трудовых вопросов. Яркой иллюстрацией этого явления является участие работников в управлении организацией. Оно осуществляется в таких основных формах:
- учет мнения работников по принципиальным вопросам, обозначенным в Трудовом кодексе и коллективном договоре;
- проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия внутренних актов, непосредственно касающихся соблюдения норм трудового права;
- получение информации по принципиальным вопросам, которые касаются непосредственно интересов работников;
- коллегиальное обсуждение с работодателем вопросов совершенствования работы организации;
- участие в разработке шаблона коллективного договора.
Коллективный договор
Основной локальный документ, регулирующий отношения сторон социального партнерства - это коллективный договор. В ст. 41 Трудового кодекса РФ приведен базовый (но не исчерпывающий) перечень вопросов, которые освящаются в данном документе:
- размеры и формы оплаты труда наемных работников;
- особенности выплаты компенсаций и пособий;
- механизм корректировки размера заработной платы в соответствии с уровнем инфляции и выполнением запланированных показателей;
- прием, высвобождение и переобучение работников;
- соотношение времени труда и отдыха;
- вопросы предоставления отпусков и определения их продолжительности;
- улучшение условий труда (в частности, женщин и молодежи);
- соблюдение интересов работников в ходе приватизации имущества;
- обеспечение безопасности труда и охрана здоровья работников;
- вопросы организации и оплаты питания;
- оздоровление работников и членов их семей;
- порядок контроля за выполнением коллективного договора.
Уровни
Социальное партнерство осуществляется на пяти уровнях. А именно:
- федеральный - установление основ трудовых отношений в рамках государства;
- региональный - установление основ трудовых отношений в пределах субъектов РФ;
- отраслевой - установление основ трудовых отношений в пределах одной или нескольких отраслей;
- территориальный - установление основ трудовых отношений на муниципальном уровне;
- организационный - установление основ трудовых отношений в рамках конкретной организации.
Органы партнерства
Органы социального партнерства - это комиссии, которые регулируют социально-трудовые отношения на всех уровнях. В и состав на равных условиях входят представители всех сторон партнерства (то есть, работников, работодателей и государственных органов).
На государственном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители правительства. Деятельность комиссии регулируется соответствующим законом, который был принят в 1999 году.
На региональном уровне создаются трехсторонние комиссии, которые действуют в соответствии с общероссийским законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами.
Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в рамках городов ли районов. Помимо общероссийского и регионального законодательства, их деятельность также регулируется положениями, принятыми органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии могут существовать как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Их основное предназначение - подготовка и заключение отраслевых соглашений.
Международный опыт
Информация о том, что такое социальное партнерство, а также практика его ведения пришли из индустриально развитых стран. За границей оно осуществляется в таких формах:
-
В Австрии, Швеции, Германии, Японии, Нидерландах и Швейцарии получила распространение корпоративистская система. Она подразумевает использование процедур, механизмов и органов (например, комитетов и консультативных советов) на разных уровнях.
-
В США, Канаде и Великобритании распространена плюралистическая система. Она подразумевает согласование спорных вопросов на общем общественном уровне посредством политического процесса (профсоюзы, партии, парламент). Также поощряется развитие сотрудничества работников и работодателей внутри компаний.
Состояние вопроса в России
В России социальное партнерство является трипартистским (подразумевает три участника - работник, работодатель и государство). Можно сказать, что на данный момент оно находится на стадии развития и пока не функционирует в полной мере. В частности, не проработаны и не запущены механизмы, посредством которых могли бы реализовываться принятые решения. Тем не менее в некоторых отраслях отмечается значительный прогресс. Например, тарифные соглашения в угедобывающей отрасли привели к росту производства и улучшению материального положения рабочих.
По мнению исследователей, для активного развития социального партнерства необходимы разработка и внедрение системы государственной пропаганды. Она может реализовываться посредством социальной рекламы, интернет-сайтов, разъяснительных работ, семинаров, конференций и круглых столов. Важно достичь общей заинтересованности сторон в сотрудничестве.
Заключение
Развитая система социального партнерства является одним из основных признаков стабильного демократического общества. Это является неким мультипликатором уровня социальной, политической, экономической и нравственной зрелости социума. Несмотря на то что в отечественной практике присутствует достаточно внушительная законодательная база в отношении социального партнерства, на деле данная система пока не получила серьезного развития. Это обозначает приоритетные направления работы в области трудового законодательства, которое должно быть направлено на ужесточение санкций за неисполнение обязательств по коллективным договорам и нежелание сторон принимать участие в переговорах по существенным вопросам.