Директивное планирование - это... Определение понятия, особенности, применение на практике
Система директивного планирования – это такой вариант построения экономики, когда планы, стратегии формируются как законодательные акты. Одновременно руководящий состав предусматривает комплекс мер, позволяющих гарантировать исполнение задуманного. Такого рода планирование наблюдается, если формируются показатели, которых в обязательном порядке нужно достигнуть. Система может охватывать распределительные, производственные процессы, потребительские и обменные.
Общая информация
Централизованное директивное экономическое планирование – последовательность действий, позволяющая получить конкретный план, превращающийся в документацию с юридической силой, в сочетании с мерами, прибегать к которым необходимо, чтобы реализовать задуманное. Такого рода планы составляются адресно, при этом каждый исполнитель обязан исполнять рекомендованное им стратегией, и должностные лица отвечают за итоги рабочего процесса. Ранее система такого рода была внедрена на территории Советского Союза, к аналогичному построению экономики прибегали некоторые другие социалистические державы. Основной идеей подхода к экономике было формирование народного хозяйства и прямое влияние на каждое звено цепи процессов, включенных в него. Исключительной особенностью методологии того времени следует назвать избыточную детализацию, что существенно усложняло исполнение на практике задуманного руководством.
Директивное планирование экономики может практиковаться на государственном уровне. В этом случае правительство формирует стратегию, распространяющуюся на всю территорию и население державы. Есть вероятность внедрения такого подхода на уровне ниже: в отдельном концерне или предприятии.
Особенности методологии
Директивное планирование – тип экономической системы, ключевая особенность которой – повышенная ценность каждого составляемого руководящим составом плана. Такой документ становится обязательным к исполнению, что накладывает определенную ответственность на того, кто назначен исполнителем. Директивность подхода к планированию тесно связана с повышенными требованиями к дисциплинарной ответственности. При таком варианте работы необходимо четко следить за тем, как соблюдаются планы. Уже на этапе составления программы определяют должностных лиц, структуры и предприятия, ответственные за реализацию запланированного. При неисполнении задуманного этим лицам приходится отвечать по всей строгости закона.
Директивная – форма планирования, при которой тщательно контролируются производственные процессы, ответственно относятся к ресурсному распределению. Как правило, систему внедряют, если есть единый экономический центр. Поставщика связывают с конкретным потребителем, чьи запросы он должен исполнять. Соответственно, потребитель в любой момент знает, от кого ему нужно ожидать продукции, полуфабрикатов, комплектующих. У хозяйствующего субъекта отсутствует право самостоятельного определения того, что должно производиться и в каком объеме, какими должны быть каналы сбыта, на каких условиях работать с клиентом.
Нюансы работы системы
Директивное планирование производства реализуется за счет адресной программы. Ресурсы перераспределяются таким образом, чтобы это способствовало исполнению запланированного. В распределении участвуют только те лица, которые упоминаются в плане. Если в стране сформирована система госмонополии, то есть основные средства всех предприятий находятся в собственности державы, такого рода планирование полностью контролирует жизнедеятельность конкретного объекта, затрагивая все аспекты его активности. Директивное планирование реализуют через финансирование из бюджета, определение ограничений капитального финансирования. Со стороны государства поступают заказы на продукцию, одновременно формируются четко контролируемые властными структурами фонды ресурсов: материалов, техники.
Директивное планирование экономической системы – такой специфический вариант построения хозяйствования страны, при котором показатели назначаются управляющим персоналом, в то время как исполнители минимально влияют на стратегию. Лица, ответственные за составление плана, обязаны обеспечивать исполнителей материальными ресурсами и технически, дабы непосредственные работники могли справиться с задачей. Такой формат работы – один из основных недостатков рассматриваемой формы стратегического планирования. На практике известно, что очень часто планы доводятся до исполнителей, в то время как реальной поддержки не оказывается, и исполнение задуманного превращается из работы в бремя, которое, по мнению многих аналитиков, сродни налогу.
Работаем: с пользой или нет?
Директивное государственное планирование – это такой вариант экономического устройства державы, при котором рынок не влияет на экономику в принципе. Решения, которые в норме относятся к сфере микроэкономики, становятся аспектом ответственности макроэкономики. Хозяйствующие субъекты не могут получить автономность, принятие конкретного решения ни в коей степени не зависит от изучения микроэкономических точек. Вместо рынка всем заправляет план, значение цены приобретает объем выпускаемого продукта, а роль кредитов играет финансирование, получаемое из бюджета. Если проводить аналогии с классической рыночной системой, то баланс в случае планирования становится аналогом спроса/предложения, а функции обмена продукцией выполняют процедуры дезагрегирования/агрегирования.
Директивное централизованное планирование может со временем трансформироваться в другую систему работы. Это возможно, если удается найти пути преодоления диссонанса интересов исполнителя стратегии и ее автора. Если план перестает быть официальным заданием, исполнитель может составлять его самостоятельно, учитывая нюансы реальной обстановки, тогда можно говорить о прогрессе экономического статуса.
История и практика
Директивное экономическое планирование – одна из исторически сложившихся форм контроля и составления планов. Она была востребована ранее, в некоторых странах применяется и по сей день. Альтернативные варианты планирования – это индикативная система, стратегическая и сочетающая планирование с формулированием конкретных целей. Во всех странах, где директивный метод внедрялся на государственном уровне, отмечалось повышенное внимание к вопросам отслеживания результатов исполнения задуманной программы, при этом отсутствие желаемого итога всегда становится причиной вынесения наказания отвечающему за реализацию стратегии должностному лицу.
Как можно узнать из истории экономики, директивное планирование – это разработка советских экономистов. Именно в этой державе подход был впервые применен масштабно. Ориентируясь на пример Советов, многие другие страны, поддерживающие капитализм, начали применять такой же метод построения экономики. В настоящее время наиболее выражено следование этой методике в КНДР.
Как все начиналось
Чтобы лучше понять, почему сформировалось именно такое директивное планирование, это явление стоит изучить с точки зрения исторических процессов: вспомнить период становления советской власти. Ему предшествовала революция, направленная на устранение монархического строя и централизованной власти, сосредоточенной в руках императора. Во многом на систему повлияли особенности экономического развития в период Первой мировой. Многочисленные военные конфликты и сложная международная обстановка были причиной экономического спада, грозившего целостности державы. В тот момент власти должны были в первую очередь разобраться с энергетическим кризисом державного уровня. Были привлечены квалифицированные экономисты того времени, лучшие ученые умы эпохи, передовые инженеры. Именно тогда сформировали первый в истории человечества державный масштабный план. На тот момент аналогов такого документа не существовало в принципе. Его назвали «План ГОЭРЛО».
Многим тогда казалось, что директивное планирование – это наилучший выход из энергетического кризиса. Кроме развития этой сферы, применение плана давало новые возможности в создании производственных мощностей. Было решено вписать в документ аспекты развития ресурсов, которые обеспечивали промышленность.
Новые шаги и меры
В 1923 году выглядящий исключительно перспективным подход выходит на новый уровень – формируется Госплан, то есть комиссия державного уровня, ответственная за директивное планирование. Это учреждение занималось генерированием планов на год, затем стало понятным, что перспективная стратегия на пятилетний срок – также полезный в работе предприятий документ, поэтому обязанности Генплана расширили. Спустя два года после появления учреждения начали внедряться так называемые «контрольные цифры», то есть планы на год, рассматривавшие уровень развития державы в целом. Все показатели, упоминаемые в такой документации, относились к категории директивных, они должны были достигаться ответственными лицами в обязательном порядке, и неудача влекла за собой наказание.
В 1928-м впервые разработали план на пять лет. Всего за период советской власти будет создано 13 таких документов, из которых выполнить удастся только 12. Последний не был реализован, поскольку страна прекратила свое существование. Чтобы реализовать директивное распределение производственных ресурсов, народный комиссариат составлял документацию с заданиями, максимально конкретизированными по срокам и показателям, и направлял ее исполнителю. В задании прописывались все мероприятия, которые нужно организовать для достижения задуманного, а также показатели, по которым можно оценить успех выполнения задачи. Факт исполнения плана четко контролировался, уже при составлении документа комиссия выбирала ответственное лицо. На месте такой человек назначал исполнителя плана. Локальные комиссии также несли ответственность за исполнение директивы «сверху».
Как реализовать?
С самого начала было ясно, что директивный план – это подход к строительству экономики, имеющий определенные недостатки, и в первую очередь успех стратегии определяется исполнительской дисциплиной. Для ее повышения в масштабе нации была запущена пропагандистская программа. Ее основной идеей стала индустриализация. Всячески воспевалось соблюдение назначенного правительством плана. Власти стремились доказать людям, что нация едина, народный дух силен и очень важен. Пропаганда помогала поддерживать идеи коммунизма.
Прогресс системы
Постепенно стало видно, что годичный директивный план – это хоть и полезный инструмент в достижении новых успехов в национальной экономике, но одного лишь его недостаточно. Было решено составлять такие же документы на пятилетний срок. Считалось, что показатели для такого плана относительно доступные и простые в исполнении – составители назвали это стремлением к реализму.
Третий составленный советскими властями пятилетний план претерпел существенные изменения: если ранее показатели вписывались конкретными цифрами, теперь было решено описывать их качественно. Основной упор был сделан на обеспечение обороноспособности державы. Как показывают ретроспективные исследования, планы были эффективными вплоть до десятого, разработанного на период 76-80 годов.
Основные принципы подхода
При национальном директивном планировании преобладание частной собственности было бы неэффективным и непродуктивным. Факторами, обеспечивавшими хороший итог воплощения программы, были централизованность и главенство госвласти в любой отрасли. Во многом успех планирования определялся ответственностью исполнителей, но в этом помогала пропагандистская программа. Как говорят многие экономисты, идея директивного планирования очень хорошо подкрепляется самой сутью коммунизма как общественного строя. Такой подход вписывается в идею построения социалистического государства.
В период советской власти директивное планирование было связано с повышением ответственности и обязательности всех должностных лиц. Планы предполагали отслеживание результатов и максимально детальный, строгий контроль происходящего, при этом ответственность за директивное распределение производственных ресурсов, исполнение задуманного, правильную работу учреждений возлагалась на оговоренных лиц, заинтересованных в том, чтобы все было сделано в соответствии с поступившими директивами. Чтобы система могла работать, необходимо, чтобы промышленность принадлежала державе, при этом невозможна передача объектов в частную собственность – это сразу разрушило бы идею планирования и контроля. Рыночная экономика также неприменима при таком варианте построения хозяйствования внутри страны.
Рабочие нюансы
Для контроля ситуации прибегали к командным методам. Как показывает сравнительный анализ директивного и индикативного планирования, в первом случае производительность рабочего процесса была особенно высокой, потому что весь задействованный в работе персонал нес ответственность за исполнение запланированного, а значит, был лично заинтересован в положительном итоге.
При формировании стратегии и плана государственного уровня ответственные инстанции обращали внимание только на те области народного хозяйства, которые в настоящий момент казались наиболее перспективными. Государство располагало полной властью и контролем не только в сфере экономики, но и в других областях жизни социума.
Практическое применение: вчера, сегодня, завтра
Вместе с прекращением существования Советского Союза в прошлое ушло национальное, общедержавное директивное распределение. Это во многом повлияло на изменение условий жизни в стране, дало возможность начать строить рыночную экономику, как того требовало современное общество. В то же время следует признать, что определенные аспекты такого стратегического подхода актуальны и в наши дни. Элементы рассмотренной выше системы планирования помогают создавать фундамент рыночной системы. В настоящее время такие подходы применяются как на державном уровне, так и в рамках конкретного предприятия. Впрочем, основной аспект успеха – разумное применение стратегии, без избыточного давления и определения неосуществимых показателей, которые, по мнению многих, и стали причиной краха плановой методологии Советов.
Чтобы система дала хорошие итоги, нужно очень аккуратно вводить элементы планирования и директивного распределения. Это касается масштабов применения методологии, сфер, на которые она распространяется, а также объектов.
Индикативная система
Такой вариант планирования – относительно эффективный подход для реализации не только экономической политики, но и связанной с социальным строем. Ключевой метод, обеспечивающий возможность власти корректировать ситуацию в державе – формирование плана. По сравнению с описанной выше системой, при индикативной стратегии есть место рыночной экономике. Подход помогает справиться со многими социальными сложностями и экономическими проблемами, применительно к которым исключительно рыночная экономика не дала бы желаемого результата, поскольку отрасли нуждаются в поддержке государства.
Суть индикативного планирования - в определении индикаторов, то есть таких показателей, из которых видно, как держава развивается, как прогрессирует экономика. Система параметров должна подбираться с учетом особенностей состояния экономики, общественного строя конкретной страны. Планирование разрабатывается с тем, чтобы все индикаторы и показатели, задуманные комиссией, были успешно достижимы в реальности.
Особенности индикативной системы
Как правило, роль индикаторов играют параметры, из которых видна динамичность экономического развития, эффективность применяемых для этого инструментов, а также сама структура страны в разрезе экономики. Показатели помогают оценить финансовое благополучие, активность операций с деньгами, а также работы фондового рынка. Определенные индикаторы позволяют отслеживать ценовую политику на национальном уровне, проблему трудоустройства и безработицы, внешние связи с другими державами в области экономики, а также уровень жизни внутри государства.
Считается, что именно индикативная система – это самый перспективный и адекватный вариант планирования в условиях рыночной экономики. В настоящее время он распространен во многих державах, встречается чаще любого другого варианта. Индикативный план – это не обязательное к исполнению условие, налагающее ответственность на исполнителя. Как правило, в него включают отдельные задания, исполнение которых обязательно, но преимущественно документ носит рекомендательный характер.
Планы и державное развитие: в России – свои нюансы
Так сложилось, что экономическое развитие именно нашей страны имеет немало препятствий и сложностей разного характера, и это накладывает определенные ограничения на возможности применения эффективных для других стран экономических подходов и методов. В частности, в составе нашей державы есть территории с такими природными условиями, которые неблагоприятны для промышленности. С одной стороны, РФ располагает внушительными природными сырьевыми запасами, в то же время это становится причиной нездорового экономического развития, при котором доминирует сырьевая отрасль, а сельское хозяйство и обработка продукции угнетаются и не получают достаточных возможностей для прогресса.
Климатические условия и необходимость транспортировки продукта на большие расстояния рождают производственные издержки. В среднем транспортные расходы – это пятая доля себестоимости производимой продукции. Перечисленные проблемы вынуждают искать пути и методы планирования экономики, которые помогли бы справиться со сложностями. Именно таким решением в период советской власти оказалось директивное планирование.
А что нужно?
Согласно исследованиям в сфере экономики, чтобы стратегия державного уровня была действительно результативной, она должна обеспечивать невысокие внутренние расценки на продукцию, дабы компенсировать расходы на транспорт и преодоление климатического дискомфорта. Для развития державы необходимы меры импортозамещения, за счет которых без потери качества можно было бы применять внутренние сырьевые товары. Эффективная экономическая система должна содержать инструментарий для привлечения инвестиционного капитала и контроля самого процесса инвестирования. Кроме того, важен протекционизм, но в разумных пределах. Задачей этого подхода, как считают экономисты, можно назвать защиту внутренней продукции от обладающей высокими конкурентными способности иностранной. Чтобы держава успешно развивалась, внутренний рынок должен в среднем на 75% формироваться из продукции отечественного производителя.
Предположительно, такого рода стратегию можно создать на базе директивного планирования, описанного выше, но с применением современных подходов, а также с пересмотром некоторых нюансов, в прошлом уже послуживших причиной кризиса, закончившегося распадом державы.