Что такое бюджетные ассигнования? Распределение бюджетных средств

Государство прежде всего должно заботиться о своих гражданах и выполнять свои обязательства перед ними. В чем именно заключаются эти обязательства? Что такое бюджетные ассигнования? Чем они регламентируются и какие функции выполняют? Для чего предназначено такое финансирование, как оно классифицируется и используется, рассмотрим в этой статье.

Понятие и сущность

Понятие и сущность ассигнований

Что такое бюджетные ассигнования? Простыми словами, это денежные средства (финансирование), выделяемые государственными бюджетом на разные нужды и цели. Они могут выдаваться как физическим, так и юридическим лицам, занимающимся производством товаров и услуг, необходимых населению.

Основной задачей бюджетного ассигнования является финансирование и поддержка бюджетных учреждений – образовательных и медицинских организаций ресурсо- добывающих и перерабатывающих предприятий, судов и прочее. А также выплаты гражданам, установленные российским законодательством. Ассигнования предусматриваются бюджетной росписью – документом, составленным руководителем распределения бюджетных средств, утвержденные показатели которой должны соответствовать принятым законам.

Средства из государственного бюджета, полученные в форме ассигнования, всегда выдаются их получателю безвозмездно. То есть это не заем, и возвращение денег обратно не требуется. Экономическое содержание таких выплат отражается в нескольких видах расходования, и их можно определить с таких позиций, как качество и количество. Например, с помощью качественной составляющей можно определить назначение средств, а количественной, соответственно, их размер.

Виды бюджетных ассигнований

Как правило, бюджет Российской Федерации выделяет деньги в форме ассигнований, которые должны быть целенаправленными и в соответствии с БК РФ бывают:

  • Государственные. Идут на оплату товаров и услуг, которые необходимы для муниципальных и государственных нужд. Получателями этих ассигнований обычно бывают бюджетные учреждения (больницы, школы), казенные, некоммерческие (разные фонды) и автономные организации.
  • Обслуживание госдолга.
  • Социальные - это пенсии, пособия, компенсационные выплаты и прочие для помощи населению.
  • Инвестиции для юрлиц – ассигнования из государственного бюджета предоставляются организациям, занимающимся разработкой различных инновационных технологий и продуктов современного производства.
  • Субсидирование ИП, предприятий и физических лиц – выплаты на затраты за выпуск товаров.
  • Межбюджетные переводы – разные дотации для местных бюджетов субъектов РФ.
  • Судебное ассигнование - средства, выделяемые бюджетом для возмещения государственного долга
  • Ассигнования по долговым обязательствам – отправляются на исполнение органами власти судебных решений в отношении РФ, муниципальных образований, субъектов РФ и должностных лиц о неправомерных действиях или бездействии в возмещение причиненного вреда физическому лицу или организации.

В перечисленном списке основные затраты (по данным Минэкономразвития, порядка 40 %) уходят на закупку услуг и товаров для государственных нужд. На них тратятся огромные средства.

Правовые нормы регулирования

Правовые нормы бюджетные средства

Что такое бюджетные ассигнования, подробно разъясняется в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Основные определения и классификация предусмотрены статьей 69 БК РФ.

Регулятором распределения государственных средств является Федеральный закон о «Федеральном бюджете и его планировании». Кроме этого, формирование и распределение ассигнований регулируется Приказами Минфина.

На основе БК РФ субъекты РФ разрабатывают и определяют бюджетные ассигнования местного бюджета.

Как происходит планирование

Планирование бюджетных ассигнований

Планирование осуществляется каждым специальным государственным аппаратом по каждому отдельно взятому виду ассигнования.

Первым делом планирование бюджетных ассигнований направляется на выполнение текущих и будущих обязательств государства. К текущим обязательствам относят его функции. Для этого разработана специальная схема:

  • В первую очередь Минфин формирует сводный план на будущий год и отправляет его в управление Президента РФ, Счетную Палату, Думу, Совет Федерации, Верховный и Конституционный суды для дальнейшего рассмотрения.
  • Если в рассмотрении будущего бюджета между органами власти возникают разногласия, то формируется специальная комиссия по разрешению спорных вопросов, которая дает различные рекомендации по этому поводу.
  • Если некоторые моменты все же остались не решенными, то итоги работы направляются в федеральную комиссию по проектировке бюджета, она и принимает окончательное решение.

Требования и обязательства, закрепленные в плане выплат, распределяются на год. Также в схему включаются будущие требования и обязательства, которые могут возникнуть в течение этого периода.

Распределение бюджетных ресурсов

распределение бюджетных средств

Объем бюджетных ассигнований играет значительную роль в стабильном экономическом положении страны и благосостоянии ее жителей, и с каждым годом он увеличивается.

Распределение финансов бюджета опирается на следующие принципы:

  • На основе предварительных и прогнозных данных развития экономики устанавливаются лимиты ассигнований.
  • На принятие решения государственного распределения финансов немаловажное влияние оказывает успешное освоение ранее выданных средств и достижение поставленных результатов субъектом РФ.
  • Бюджет Российской Федерации выделяет средства исключительно в рамках представленной сметы.
  • Бюджетное финансирование имеет только целевое значение, средства нельзя отправить в другую область или отрасль. Ассигнования должны использоваться экономично и плодотворно.

Главные распорядители создают расходные расписания для каждого получателя и распорядителя, находящегося в его ведении. Расходные расписания могут быть сформированы по отдельным документам либо в виде реестра.

Если расписание не соответствует установленным требованиям, федеральное Казначейство помечает такой документ "не исполненным" и возвращает органу, его отправившему.

Также главные распорядители и распорядители бюджетных средств вправе отозвать нераспределенные и неизрасходованные ассигнования и лимиты текущего годового периода, оставшиеся на лицевых счетах получателей финансирования.

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО)

Лимиты бюджетных обязательств

Нарушения в превышении лимитов - частое явление, которое возникает во время дефицита финансирования. В данном случае под лимитом (регламентируется 6-м правилом БК РФ) подразумеваются определенные границами бюджетные средства, выделенные государственным органом власти на поддержку и благосостояние граждан.

Лимиты обязательств – это одна из совокупных составляющих частей казначейских ассигнований, они не должны быть превышены, поэтому к их планированию и распределению подходят с особой ответственностью. Как и ассигнования, лимиты-пределы имеют свое целевое назначение (ст. 38 БК РФ) и выполняются в рублевом эквиваленте.

Распределение предполагаемых лимитов происходит в соответствии с определенной процедурой, осуществляющейся в несколько этапов, в каждом из которых полномочия распорядителя снижаются. Они устанавливаются только для казенных учреждений, которые могут вести свою бюджетную деятельность в границах доведенных лимитов. Денежные средства, полученные этой организацией в результате какой-либо другой работы (коммерческой), должны зачисляться в бюджет.

Что такое бюджетные ассигнования из резервного фонда

Средства из резервного фонда

Средства могут планироваться размере не более 1 % всего расхода бюджета и только по распоряжению Президента РФ. Деньги из фонда выделяются для решения проблем, связанных с чрезвычайными и непредвиденными ситуациями.

Ассигнования из фонда выдаются федеральным и местным органам исполнительной власти:

  • для решения и ликвидации последствий наводнений и пожаров;
  • проведения срочных восстановительных работ на различных объектах жилищного, транспортного, промышленного хозяйства и прочее;
  • для устранения проблем, связанных с эпидемией животных;
  • развертывания и создания пунктов временного проживания эвакуируемого населения при ЧС;
  • оказание пострадавшим от ЧС гражданам единовременной финансовой помощи;
  • выплаты людям, пострадавшим от террористических атак и др.

Законодательством РФ запрещено использовать средства резервного фонда для проведения разнообразных референдумов и выборов.

Выполнение социального обеспечения физических лиц

Социальное обеспечение граждан

Ассигнования из государственного бюджета также распределяются и на обычных граждан страны. Государство обязано оказывать поддержку и заботу социально не защищенным слоям населения, пенсионерам, молодым семьям и специалистам.

Что такое бюджетные ассигнования для физических лиц? А это, во-первых, социальное обеспечение, исполняемое в виде пособий, пенсий, компенсаций и прочих выплат, согласованных с БК РФ. Во-вторых, средства, которые распространяются на оплату услуг и товаров, полученных и оказываемых в пользу населения.

Интересно, что некоторые переводы и размеры бюджетных выплат гражданам обязательно указаны в том или ином законе. Например, в медицинских организациях (имеется в виду бюджетное учреждение) помощь гражданам оказывается бесплатно за счет средств государства и регулируется ст. 83 № 323 ФЗ. То же можно сказать и о социальной помощи населению, например, бесплатный проезд на муниципальном транспорте определенным группам лиц (ФЗ № 1).