Что такое достоверность в информатике: определение и пример
Информация - это абстрактное понятие, которому нет точного определения. Под ним можно понимать сигнал, явление, сообщение, данное или «что-то» другое, что дает основание принять решение. Считается, что информатика - это дисциплина, изучающая информацию, ее природу и свойства, но в образовательном процессе информатика ассоциируется с компьютерами и программированием.
Источники и получатели информации
Информация - это сигнал, данное или сообщение. Не важно, что мы получили, важно то, что мы получили основание принять решение. В этом контексте легко определить, что такое достоверность - это возможность принять обоснованное и объективное решение. Но не все так просто.
Источник информации - это не всегда телефон, телеграф или сигнал от станка. Компьютерная программа может стать источником информации, а всемогущий интернет или большая база данных может достоверно декларировать: информация - самый главный источник информации.
Получатель информации - это не всегда человек, часто это станок или программа. Дерево тоже будет получателем информации, когда в него ударит молния, да и не только. Важно: получатель определяет источник и «линию доступа» к требуемой информации. Вдвойне важно: получатель формирует критерий, что такое достоверность.
Объективность информации - свойство ее источника, но избранный получателем критерий может уничтожить объективность, и тогда вопрос о том, что такое достоверность в информатике, устремится к нулю.
Казалось бы, молния и дерево - это не пример того, что именно дерево определило путь молнии. Между тем молния идет по пути наименьшего сопротивления, а дерево, которое получило «сигнал», оказалось именно той самой второй пластиной природного конденсатора, которая достоверно сформировала разряд.
Информатика и достоверность информации
В информатике как в образовательной дисциплине можно обнаружить множество определений достоверности.
Менее достоверное определение, но крайне популярное в школьных программах:
Как правило, по определению школьных вариантов понять, что такое достоверность в информатике, не представляется возможным. Но ассоциации с китом и очевидными примерами достоверности для ребенка более-менее понятны.
Высшее образование редко апеллирует к термину «информатика», а изучение информации равномерно распределяет по всем другим дисциплинам, превращая вопрос «что такое достоверность в информатике» в абсолютно точный спектр ответов.
По сути, каждый предмет вуза дает студенту достоверные знания, но в своем контексте. Общее понимание достоверности и примеры по информатике уходят в какую-нибудь дисциплину, связанную с компьютерами и программированием.
Информация и ее определение
"Википедия" считает, что:
Определений информации существует множество, причем академик Н. Н. Моисеев даже полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации.
Другой, не менее авторитетный источник (сайт биржи «Автор24») исходит из действующего законодательства и словаря Ожегова:
Нет особенного смысла дискутировать о точности приведенных и им подобных определений, ограничимся простым собственным: если есть вопрос, то на него должен быть ответ. Что такое вопрос и что такое ответ, зависит от конкретной ситуации.
Достоверность информации и ее определение
Что такое достоверность в информатике?
Определение гласит:
- Достоверность информации - это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью.
- При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью.
В принципе, такое определение можно считать приемлемым на основании теории вероятностей, которая по частоте того или иного события обосновывает его достоверность. С одной стороны, сам факт множества подобных утверждений говорит о чем-то, но этот же факт дает достоверное основание утверждать, что информация может «сама определять» свою достоверность.
Этот момент имеет существенное значение. Если сообщение или данное, ожидаемое получателем, можно достоверно расписать по критериям и принять в этом контексте обоснованное решение, то в случае множественности сообщений и данных теория вероятности и методы математической статистики превращают вопрос достоверности в математически определяемое число.
Итак, в информатике количество информации определяется как достоверность через математические методы. При наличии достаточного объема данных можно не фантазировать с определением достоверности, а положиться на математический метод. Это работает: например, статистика ежегодных наблюдений за климатом, статистика по социальным опросам, анкетирование при приеме на работу, обобщение результатов тестирования школьников и проч.
Вопрос = ответ
«На всякий вопрос должен быть достоверный ответ» - думаем, что такое определение достоверности проще и понятнее, во всяком случае, оно никак не связано ни с вопросом, ни с ответом, но прилагается к ним как неотъемлемое свойство.
Оставляя за пределами анализа вопрос о том, что такое информация, и ограничиваясь собственно вопросом, на который необходимо получить достоверный ответ, мы концентрируем внимание на:
- сути вопроса;
- содержании ответа;
- критериях достоверности.
В каждой конкретной ситуации все три позиции имеют свое значение.
Пример 1. Ключ от замка
Есть замок и есть связка ключей. Нужно открыть дверь. Внешний осмотр замка, сопоставление ключей по форме и метод простого перебора дают исключительно достоверный ответ - и дверь будет открыта.
Есть замок, но нет связки ключей. Требуется открыть дверь. Вероятные решения - пробраться за дверь иным образом или пригласить специалиста, который умеет открывать двери без ключей. Оба варианта не дают достоверного результата. Пробравшись за дверь, там можно не обнаружить возможности открыть ее изнутри, а приглашенный специалист просто испортит дверь и/или замок.
Пример 2. Ключ на поляне или в водоеме
Если на полянке бьет ключ, то получить достоверный ответ (где?) можно посредством простого наблюдения. Если ключ бьет под водой в болоте или другом водоеме, то без надлежащего приспособления не обойтись.
Если рядом с рядом с водоемом (болотом) есть деревня, а у ее жителей можно собрать нужную информацию, то путем исследования или анализа различных мнений можно определить наиболее вероятное местонахождение ключа (родника).
С другой стороны, можно просто пройтись по водоему и босыми ногами случайно найти искомое, но ходить можно долго и безуспешно. Наверняка можно придумать алгоритм поиска ключа по каким-либо признакам - и тогда вопрос достоверности ляжет на этот алгоритм поиска.
Объективность и достоверность
Достоверность в информатике по определению апеллирует к объективному восприятию действительности. Школьный курс информатики не включает в себя теорию вероятностей и математическую статистику, то есть вопрос математического определения достоверности не стоит.
Поэтому достоверность в информатике - это набор простых примеров, которыми учитель демонстрирует нужный смысл.
Если в прогнозе погоды обещают дождь, то нужно взять с собой зонтик. Но нет никакой гарантии, что будет дождь - метеослужбы часто ошибаются.
Если на улице идет сильный дождь, то на низких участках дороги будут большие лужи, и на машине ехать опасно. Достоверность опасности - только в том случае, если водитель уже знает о проблемах тех или иных дорог при сильном дожде. Для иногороднего водителя информация о возможных подтопленниях низких участков дорог недоступна, а следовательно, и достоверность ее тоже.
Объективность ситуации, в которой приходится принимать решение, - это опыт, знания и умения человека получить достоверный ответ на поставленный вопрос. Науки, и прежде всего физика явлений, дают возможность человеку принимать правильные решения, то есть интуитивно или сознательно оценивать достоверность полученной информации.
Информатика и программирование
Таким образом, что такое достоверность информации в информатике, показывают на простых и понятных примерах. Это не полноценное знание, но достаточное для приобретения нужного опыта.
Так уж сложилось в современном образовательном процессе, что информатика ассоциируется с программированием и компьютерной техникой. При этом далеко не все учащиеся становятся программистами. Обычно в школьном или ином курсе информатики учат использовать готовые программы и компьютеры. Достоверность информации, получаемой учеником, не является абсолютной, но она является практичным фундаментом.
Таким образом, вопрос о том, что такое информация и ее достоверность, следует рассматривать в более объективном контексте: сначала в мир пришел Человек, потом он приобрел Интеллект, и только затем появилось Программирование. Получается комбинация ЧИП, для благозвучности - ЧИПиотика. Можно придумать и другое название как альтернативу информатики, но ЧИП достоверно отражает суть вещей и позволяет точно определить, что такое достоверность информации по своей сути и логике вещей.