Что такое парцелляция, примеры и назначение

Парцелляция – один из многих приемов в художественной литературе, таких как оксюморон, анафора, олицетворение. Он украшает текст, добавляет ему смысловой целостности. В лексических словарях этому термину дается тяжелое и расплывчатое определение, в которое нелегко вникнуть с первого раза. На деле же этот прием совсем несложен по своей сути.

Что такое парцелляция: примеры

человек пишет

Этот термин восходит к латинскому языку, слову particula, что переводится как "частица". Парцелляция - это литературный прием, при котором используется членение связной мысли на составляющие ее части.

Проще говоря, происходит разделение одного предложения на несколько. Плавно текущая мысль вдруг прерывается, превращается в рубленые фразы, призванные привлечь внимание.

Чтобы расчленить мысль, используется:

1. Точка.

("Без нее у нас не будет жизни. Не села. Ни всего города.")

2. Многоточие.

("А я для него столько миль прошла... Все отдала, представляешь?")

3. Тире.

("Миша, зачем так? Он же добрый совсем, а ты его - палкой".)

4. Восклицательный знак.

("Не может такого случиться! Не верю!")

5. Точка с запятой.

("Он не вернулся; она не дождалась".)

6. Скобки.

("Василий в лес ушел. (Не важно, в какой.))

Каждая из получившихся частей представляет собой отдельную смысловую единицу, но существуют они связно, дополняя друг друга. Например: "Она ушла в магазин одна, ни о чем не задумываясь". С приемом выходит: "Она ушла в магазин. Одна. Ни о чем не задумываясь".

Зачем она используется

работа мозга

Говоря в общем, в литературе парцелляция - это что-то вроде громких звуков или ярких красок. Благодаря ей внимание читателя автоматически привязывается к определенному предложению и тексту в целом.

Применяют такой прием, чтобы условно сказать: "Вот эта мысль. Смотри на нее. Она важна - я хочу, чтобы ты ее заметил."

Расстановка точек помогает автору усилить эмоциональный контраст, поставить ударение там, где он этого хочет. Она позволяет более ярко подчеркнуть различия в двух и более явлениях или выделить главную деталь в картине.

В одних случаях она хороша для изображения длительности действия во времени, в других - для усиления эффекта неожиданности. Этот прием создает перебой ритма, неожиданную паузу, что усиливает экспрессию действий.

Что такое парцелляция? Пример использования: "Я отдыхал. А он выскочил. Унесся сразу, конечно. Так же быстро, как и появился".

Эта уловка имитирует внутреннее состояние персонажа, раскрывает его монолог, делая слова более живыми.

"Он поднялся со стула, прошелся по комнате. Рыться в вещах нужно было осторожно. Дышать - усиленно. Бежать хотелось. Но вместо этого мужчина просто выпил кофе".

Помимо художественного инструмента, это своеобразный помощник, который делает тексты проще для понимания. В длинные предложения сложнее вникать, поэтому одну долгую мысль лучше заменить несколькими короткими. Здесь и помогает членение точкой или тире.

Примеры парцелляции из художественной литературы

Используется для создания эффекта живой, взволнованной речи:

- Браво, Родька! И я тоже не знал! - вскричал Разумихин. - Сегодня же в читальню забегу и нумер спрошу! Два месяца назад? Которого числа? Все равно разыщу! Вот штука-то! И не скажет!

Федор Достоевский, "Преступление и наказание"

Служит средством подчеркивания эмоций, особенного чувственного состояния:

В измятом платье, с ненатуральной улыбкой на лице, лежала женщина. Она была чьей-то женой. Она лежала. В измятом платье. В сером платье. С ненатуральной улыбкой.

Вениамин Каверин, "Скандалист"

Рисует характер персонажа, передает напор и снова изображает живую быструю речь:

Тулин и Возницын ждали их на углу.

- Идея! - издали закричал Тулин. — Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!

Даниил Гранин, "Иду на грозу"

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Танцовщицу держал! и не одну:

Трех разом!

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

Парцелляция усиливает образы описания. Каждый из них, отделяясь от остальных, становится более значимым, самостоятельным:

Черный бархат, усеянный щедро

миллионами огненных звезд.

Сонный вздох одинокого кедра.

Тишина и безлюдье окрест.

Андрей Белый

Текст просто звучит более ритмично:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Борис Пастернак

Структура парцелляции

человек пишет

Состоит этот прием из двух частей - базы и парцеллята. База - это главное предложение, которое несет на себе основную смысловую нагрузку. От него отталкиваются все остальные части. Парцеллят идет после самого важного и дополняет его. Если основа может быть только одна, то добавлений к ней можно приписать неограниченное количество.

Итак, уже понятно, что такое парцелляция. Пример структуры:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя.

Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997 г.

Главной частью будет предложение: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Последующие конструкции — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Зная эти тропы, понимая что такое парцелляция (примеры приведены выше), можно легко узнавать прием в рекламных текстах и художественной литературе.

Когда употреблять парцелляцию - неправильно

книга и ее мир

Существует два случая, в которых членение - это ошибка:

1. Стилистическая. Точек слишком много. Так много, что мысль уже давно сбилась. Помните! Не стоит разделять предложения очень часто, иначе контраст перестанет быть чем-то неожиданным и красивым.

Плохой пример:

"Она шла. И шла. Пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она. Очень долго. Даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую."

Хороший пример:

"Она шла и шла, пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она очень долго - даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую."

2. Грамматическая. Она возникает, если смысловая целостность текста теряется при его расчленении.

Например:

"Если бы он только знал. Что Митька никуда не ушел!"

В предложениях, где одна часть зависима от другой (такие конструкции называются сложноподчиненными) разделение недопустимо.

Теперь вы сможете узнавать этот литературный прием и правильно его использовать!