Анкеты: пример и правила составления
Часто для того чтобы узнать реакцию населения или сотрудников на то или иное изменение или нововведение, мнение относительно каких-либо вопросов, ожидания или опасения, необходимо провести исследование. Самым простым инструментом в такой ситуации является анкетирование.
Преимущества анкетирования
Когда становится необходимость сбора данных, мнений, пожеланий, предположений, то у исследователя есть два пути. Первое - личные беседы и опросы. Однако в данном случае это займет много времени, а если группа опрашиваемых очень обширна, то это будет еще и весьма затратно.
На фоне этого способа сбора данных анкетирование явно выигрывает. Во-первых, заполнение анкет не требует особого участия со стороны исследователя. Необходимо лишь составить анкеты и раздать их опрашиваемым.
Следующее преимущество - возможность полной анонимности. В случае личной беседы респондент может утаить правду, опасаясь какого-либо наказания или осуждения. В случае с анкетами личность опрашиваемого установить будет весьма трудно, если опрос проводится инкогнито.
Анкеты исключают ненужную информацию, которую можно получить при личной беседе, а также гарантируют объективность оценки собранных данных.
Это отличный метод сбора информации в рамках государства, регионов, отдельных городов, предприятий, профессиональных и социальных групп.
Как составить анкеты для опроса
Первое что нужно определить - это цель опроса. Она должна быть четкой и понятной. Помимо цели, анкетирование должно решать задачи. Их может быть несколько.
При постановке задач нужно руководствоваться тем, какие результаты должно принести исследование и на какие вопросы ответить.
Приведем пример анкеты. Целью исследования является узнать реакцию населения на новый законопроект о выгуле собак.
Задачей исследования становится определение числа граждан согласных и несогласных с нововведениями. Кроме того, анкетирование должно показать, сколько из опрошенных являются владельцами домашних животных, род деятельности опрошенных, наличие детей и недочеты в законопроекте по мнению граждан.
Для начала определяется зона проведения опроса и целевая аудитория. У каждой цели будет своя целевая аудитория. Далее составляется анкета с четкими вопросами, которые должны способствовать решению задачи. Затем анкеты распечатываются и гражданам предлагается ответить на одни и те же вопросы из анкеты.
По итогам анкетирования, исследователь получает разные мнения на одинаковые вопросы. Важно, чтобы ответы на вопросы были максимально простыми. Наилучшим вариантом являются вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Это позволяет убрать любую возможность неверной трактовки ответа. Вопросы также должны быть простыми и понятными, чтобы опрашиваемые наверняка верно их понимали.
Проведение опроса учащихся
Учебные заведения част применяют анкетирования для выявления наиболее популярных профессий, степени удовлетворенности учеников качеством образования и организации его процесса, выявления скрытых конфликтов и так далее.
Рассмотрим пример анкеты, целью которой является выявление наиболее предпочтительной среди школьников профессии.
Первый вопрос - пол учащегося. Это позволит сгруппировать ответы по половому признаку.
Второй вопрос может касаться выбора вида деятельности, с которой опрашиваемый хотел бы связать свою жизнь. Например: "Выберите род занятий, который Вам наиболее подходит: финансы, продажи, руководство, дизайн и творчество, музыка, изобразительное искусство, литература и языки, компьютеры и программирование"
Следующий вопрос может быть таким: "Назовите профессию или профессии, которые кажутся Вам наиболее привлекательными". Здесь может не быть вариантов ответов.
Далее в зависимости от задач опроса можно поставить вопрос о желаемой должности, перечне обязанностей, функций и задач, которые респондент хотел бы выполнять в ходе трудовой деятельности.
Такая анкета для учеников позволит узнать не только то, какие профессии привлекают молодежь, но и чем именно.
Опросы на предприятиях
Принципы проведения анкетирования на производствах или в офисах не отличаются. Однако, скорее всего анкета для сотрудников должна быть анонимной, так как взрослые люди чаще опасаются высказывать свое мнение, опасаясь за свое рабочее место.
Чаще всего целью анкетирования на работе, является выявление недочетов организации труда, вопросы мотивации, степени удовлетворенности условиями труда и его оплатой и так далее. Примеры анкет в таких случаях составляет служба по управлению персоналом, а утверждает ее руководитель.
Итоги исследования и выводы
После того как все данные собраны, их следует сгруппировать, например, по полу, статусу, согласию или несогласию опрашиваемых и так далее. После этого нужно проанализировать их в соответствии с задачами анкетирования.
На основе результатов анкетирования можно разрабатывать и внедрять изменения, законопроекты, системы мотивации и так далее.
А примеры анкет для проведения исследований можно посмотреть в различных уже проведенных опросах. Несомненно, анкетирование - это исследование которое может и должно послужить практическим действиям и результатам.